В Азербайджане это море чаще называют "Хазарским" (по названию хазарских
племен, обитавших на северо-западном побережье моря и создавших здесь сильное государство в
период раннего средневековья). Благодаря археологическим раскопкам и глубокому их изучению стало
ясно, что наша история берет свое начало с эпохи самой седой древности -более миллиона лет назад,
а это значит, что Азербайджан с полным основанием может считаться одним из древнейших очагов
цивилизации. Почти несомненно, что территория Азербайджана входила в зону прародины человечества
и здесь происходило становление человека как биосоциального и социального существа. (Азыхская
пещера 400-350 тыс. лет до н.э.).Археологам Азербайджана удалось обнаружить некоторые памятники
мезолита и неолита в КАзахском районе и в зоне Гобустана, а также около Гянджи(только неолит).
Мезолит и неолит-важные этапы в истории человечества. Без Гобустана вообще нельзя представить
себе нашу историю. Гобустан-настоящий музей под открытым небом, волшебный и таинственный край.
Это удивительно своеобразная картиная галлерея. Гобустанский комплекс наскальных изображений
является памятником мезолитической и последующих эпох, памятником искусства той поры. Памятники
материальной культуры, данные письменных источников о южных областях Азербайджана свидетельствуют
о возникновении элементов классового общества, начиная с конца III и начала II тыс. до н.э.
Большую роль в становлении самостоятельной государственности на территории Азербайджана в
античную эпоху сыграли Атропатена и Албания. Они отстаивали свою независимость от постоянных
посягательств сменявших друг друга завоевателей. Экономический уровень этих государств
основывался на развитом оседло-земледельческо-скотоводческом хозяйстве, ремесленном производстве
и торговле. В результате роста производительных сил в областях Азербайджана стали развиваться
феодальные отношения. Более быстрыми темпами шло развитие городской жизни. Выделялись города
Кабала, Барда, Байлакан,Чола, Амарас, Шабран, Шамахы, Шеки, Шамкир, Нахчыван, Газака, Гянджа,
Тебриз и др. Составление в начале V в. албанского алфавита в значительной степени способствовало
развитию в стране прсвящения. На албанском языке существовало богатая оригинальная и переводная
литература (в основном, религиозная). В период арабского владычества вся страна оказалась в
составе одного государства, что способствовало экономическому и культурному сбли- жению между
отдельными областями края. Территориальная, экономическая и религиозная общность способствовало в
будущем, в период массовых вторжений тюркоязычных племен в XI-XII вв., формированию на территории
Азербайджана этнического единства-возникновению, вследствие победы тюркского языка,
азербайджанской тюркоязычной народности. В указанную эпоху экономического и культурного расцвета
Азербайджан подарил миру блестящуб плеяду ученых, поэтов и зодчих. Монгольское нашествие в начале
XIII в., прервавшее экономический и культурный подъем Азербайджана имело пагубные последствия для
судеб края. Разрушались города, истреблялись сотни тысяч людей. Важное значение имело государство
Ширваншахов, которое установило активные отношения с Московским государством. XII-XV вв. были
временем развития азербайджанской культуры, науки иискусства. Во второй половине XV в.
усиливается Ардебильское владение, возглавляемое Сефевидами. Позднее Сефевидское государство
охватило Нахчыван, Гарабах, Ширван и южные области Азербайджана. В течение XVI в. оно развивалось
как Азербайджанское государство. Вся полнота политической власти в Сефевидском государстве
принадлежала азербайджанской феодальной знати. XVI-XVIII вв.-период османо-сефевидских войн.
XVIII в.-усиление российской ориентации. появление независимых и поунезависимых ханств. На рубеже
XVIII-XIX вв. усиливаются азербайджано-русские отношения. Во второй половине XIX вначинается
новый этап в развитии Северного Азербайджана. Край втягивается в русло капиталистического
развития. Под благотворным влиянием русской и мировой культуры в Азербайджане стали развиваться
различные отрасли науки, оживилась культурная жизнь, возник национальный театр, начали издаваться
газеты. В начале XX в. в России сложилась ситуация, приведшая к революции 1905, а затем -1917
года. 28 мая 1918 года образовалась Азербайджанская Демократическая Республика. 28 апреля 1920
года АДР была ликвидирована советской властью. По мнению ученых, в формировании азербайджанского
народа основную роль сыграли племена и народности, населявшие Атропатену (Южный Азербайджан) и
Кавказскую Албанию (Северный Азербайджан)-маннеи, каспии, мидяне, атропатены, албаны и др.
говорившие на языках разных семей, вт.ч. кавказских и иранских. На протяжении веков на территорию
исторического Азербайджана проникают разноязычные племена (киммерийцы, скифы, саки, аланы, гунны,
хазары, огузы, тюрки и др.). Переход населения края на тюркскую речь произошел в завершающий
период этногенеза-уже в эпоху средних веков (бытовой язык) Ныне в Азербайджане проживает много
разноязычных народов. Среди них в количественном отношении преобладают азербайджанские тюрки. Во
всем Азербайджане (в Южном и Северном) общее количество тюрок и составляет более 50 млн. Испокон
веков этот народ назывался тюрками, а язык его-тюркским. В 1936 г. во время принятия Конституции
СССР нашу нацию официально назвали "азербайджанцы", а язык-"азербайджанским". По новой
конституции, принятой всенородным референдумом 12 ноября 1995 г., государственным языком
Азербайджанской Республики назван азербайджанский язык. В Азербайджане живут также ираноязычные
(талыши, таты, курды) и кавказоязычные (лезгины, аварцы, цахуры, удины, хиналугцы, будугцы,
грызы) народности. Исторически тюркские племена, сохраняя общее название "турки", именовались
по-иному, заселяли огромную территорию, простирающую от Переднего Востока до Китая. Родина
тюрков-Алтай, Забайкалье. Тюркский народ Азербайджана, имеющие свою территорию, язык,
политические образования. древнюю культуру, сложился уже в период раннего средневековья.
Формирование этого народа в течение III-VIII вв. произошло на более обширной территории, чем
ныне. Эта территория на севере начиналась в районе Дербента, на юге доходила до иранского
региона, куда входили Зенджан, Газвин, и Хамадан, на востоке была ограничена Каспийским морем, а
на западе включала Тифлис, область Геокча, Ираван и западное побережье Урмийского озера. После
более чем 70-летнего перерыва Азербайджан вновь стал самостоятельным субъектом международного
права, приняв 18 октября 1991 года Конституционный Акт о Государственной независимости
Азербайджанской Республики. Однако процесс строительства нового демократического светского
государства сопровождается сложными политическими, экономическими и социальными трудностями,
обусловленными как внутренними, так и внешними факторами. гатой и древней историей, один из
древнейших очагов цивилизации. Обитатели его исторической территории оставили богатое культурное
наследие, созданное на протяжении многих тысячелетий. На территорииаАзербайджана ещё в глубоча-
йшей древности зародилoсь человеческое общество. Название "Азербайджан" произносилось по-разному:
"Андирпатиан", "Атропатена", "Адарбайган", "Адирбиджан", "Азирбиджан", и на- конец,
"Азербайджан". Благоприятные природные условия Азербайджана еще в глубокой древности позволили
людям селиться на его территории. Азербайджан омывается с Востока Каспийским морем. Это море
имело много названий. Название "Каспийское" происходит от племени каспиев, которые согласно
сведениям греческого историка V в. до н.э. Геродота, жили на территории современного
Азербайджана, на берегу моря. В Азербайджане это море чаще называют "Хазарским" (по названию
хазарских племен, обитавших на северо-западном побережье моря и создавших здесь сильное
государство в период раннего средневековья). Благодаря археологическим раскопкам и глубокому их
изучению стало ясно, что наша история берет свое начало с эпохи самой седой древности -более
миллиона лет назад, а это значит, что Азербайджан с полным основанием может считаться одним из
древнейших очагов цивилизации. Почти несомненно, что территория Азербайджана входила в зону
прародины человечества и здесь происходило становление человека как биосоциального и социального
существа. (Азыхская пещера 400-350 тыс. лет до н.э.).Археологам Азербайджана удалось обнаружить
некоторые памятники мезолита и неолита в КАзахском районе и в зоне Гобустана, а также около
Гянджи(только неолит). Мезолит и неолит-важные этапы в истории человечества. Без Гобустана вообще
нельзя представить себе нашу историю. Гобустан-настоящий музей под открытым небом, волшебный и
таинственный край. Это удивительно своеобразная картиная галлерея. Гобустанский комплекс
наскальных изображений является памятником мезолитической и последующих эпох, памятником
искусства той поры. Памятники материальной культуры, данные письменных источников о южных
областях Азербайджана свидетельствуют о возникновении элементов классового общества, начиная с
конца III и начала II тыс. до н.э. Большую роль в становлении самостоятельной государственности
на территории Азербайджана в античную эпоху сыграли Атропатена и Албания. Они отстаивали свою
независимость от постоянных посягательств сменявших друг друга завоевателей. Экономический
уровень этих государств основывался на развитом оседло-земледельческо-скотоводческом хозяйстве,
ремесленном производстве и торговле. В результате роста производительных сил в областях
Азербайджана стали развиваться феодальные отношения. Более быстрыми темпами шло развитие
городской жизни. Выделялись города Кабала, Барда, Байлакан,Чола, Амарас, Шабран, Шамахы, Шеки,
Шамкир, Нахчыван, Газака, Гянджа, Тебриз и др. Составление в начале V в. албанского алфавита в
значительной степени способствовало развитию в стране прсвящения. На албанском языке существовало
богатая оригинальная и переводная литература (в основном, религиозная). В период арабского
владычества вся страна оказалась в составе одного государства, что способствовало экономическому
и культурному сбли- жению между отдельными областями края. Территориальная, экономическая и
религиозная общность способствовало в будущем, в период массовых вторжений тюркоязычных племен в
XI-XII вв., формированию на территории Азербайджана этнического единства-возникновению,
вследствие победы тюркского языка, азербайджанской тюркоязычной народности. В указанную эпоху
экономического и культурного расцвета Азербайджан подарил миру блестящуб плеяду ученых, поэтов и
зодчих. Монгольское нашествие в начале XIII в., прервавшее экономический и культурный подъем
Азербайджана имело пагубные последствия для судеб края. Разрушались города, истреблялись сотни
тысяч людей. Важное значение имело государство Ширваншахов, которое установило активные отношения
с Московским государством. XII-XV вв. были временем развития азербайджанской культуры, науки
иискусства. Во второй половине XV в. усиливается Ардебильское владение, возглавляемое Сефевидами.
Позднее Сефевидское государство охватило Нахчыван, Гарабах, Ширван и южные области Азербайджана.
В течение XVI в. оно развивалось как Азербайджанское государство. Вся полнота политической власти
в Сефевидском государстве принадлежала азербайджанской феодальной знати. XVI-XVIII вв.-период
османо-сефевидских войн. XVIII в.-усиление российской ориентации. появление независимых и
поунезависимых ханств. На рубеже XVIII-XIX вв. усиливаются азербайджано-русские отношения. Во
второй половине XIX вначинается новый этап в развитии Северного Азербайджана. Край втягивается в
русло капиталистического развития. Под благотворным влиянием русской и мировой культуры в
Азербайджане стали развиваться различные отрасли науки, оживилась культурная жизнь, возник
национальный театр, начали издаваться газеты. В начале XX в. в России сложилась ситуация,
приведшая к революции 1905, а затем -1917 года. 28 мая 1918 года образовалась Азербайджанская
Демократическая Республика. 28 апреля 1920 года АДР была ликвидирована советской властью. По
мнению ученых, в формировании азербайджанского народа основную роль сыграли племена и народности,
населявшие Атропатену (Южный Азербайджан) и Кавказскую Албанию (Северный Азербайджан)-маннеи,
каспии, мидяне, атропатены, албаны и др. говорившие на языках разных семей, вт.ч. кавказских и
иранских. На протяжении веков на территорию исторического Азербайджана проникают разноязычные
племена (киммерийцы, скифы, саки, аланы, гунны, хазары, огузы, тюрки и др.). Переход населения
края на тюркскую речь произошел в завершающий период этногенеза-уже в эпоху средних веков
(бытовой язык) Ныне в Азербайджане проживает много разноязычных народов. Среди них в
количественном отношении преобладают азербайджанские тюрки. Во всем Азербайджане (в Южном и
Северном) общее количество тюрок и составляет более 50 млн. Испокон веков этот народ назывался
тюрками, а язык его-тюркским. В 1936 г. во время принятия Конституции СССР нашу нацию официально
назвали "азербайджанцы", а язык-"азербайджанским". По новой конституции, принятой всенородным
референдумом 12 ноября 1995 г., государственным языком Азербайджанской Республики назван
азербайджанский язык. В Азербайджане живут также ираноязычные (талыши, таты, курды) и
кавказоязычные (лезгины, аварцы, цахуры, удины, хиналугцы, будугцы, грызы) народности.
Исторически тюркские племена, сохраняя общее название "турки", именовались по-иному, заселяли
огромную территорию, простирающую от Переднего Востока до Китая. Родина тюрков-Алтай, Забайкалье.
Тюркский народ Азербайджана, имеющие свою территорию, язык, политические образования. древнюю
культуру, сложился уже в период раннего средневековья. Формирование этого народа в течение
III-VIII вв. произошло на более обширной территории, чем ныне. Эта территория на севере
начиналась в районе Дербента, на юге доходила до иранского региона, куда входили Зенджан, Газвин,
и Хамадан, на востоке была ограничена Каспийским морем, а на западе включала Тифлис, область
Геокча, Ираван и западное побережье Урмийского озера. После более чем 70-летнего перерыва
Азербайджан вновь стал самостоятельным субъектом международного права, приняв 18 октября 1991
года Конституционный Акт о Государственной независимости Азербайджанской Республики. Однако
процесс строительства нового демократического светского государства сопровождается сложными
политическими, экономическими и социальными трудностями, обусловленными как внутренними, так и
внешними факторами.
|